Видеокурс
После курса вы:
+ разбираетесь в основных «-измах» рубежа XIX-XX вв.
+ умеете рассуждать о живописи, используя знания из разных областей
+ понимаете, как считывать скрытые смыслы, которые художник закладывает в произведение
Доступ навсегда
12 часов
6 блоков
2485 р.
От импрессионизма до кубизма: Мане, Ван Гог, Пикассо, Модильяни
Мы напомним Вам о лекции
Отправим СМС в указанное время
Во второй половине XIX в. весь мир искусства, словно в одночасье, перевернулся с ног на голову. Вместо привычных мифологических сюжетов и исторических баталий – о ужас! – на картинах появилась современность. «Поэзия сегодняшнего дня», до этого считавшаяся недостойной внимания, захватывает Париж и немедленно распространяется в остальных европейских странах.
С 1874 г. художник становится свободным. Свободным в выборе темы, метода, который использует, свободным от профессиональной оценки Салона и желаний покупателей-буржуа. Эта полная творческая свобода сначала проявится в живописи Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара и Э. Дега, затем разовьётся в работах постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Сезанна и П. Гогена, а дойдет до своего пика в изобретении нового языка в живописи – языка кубизма П. Пикассо.

На курсе мы познакомимся со всеми этапами этой революции протяженностью около полувека и рассмотрим ее с точки зрения живописи, литературы, культуры, технологии и философии.
Как проходит курс?
Вечный доступ
Вы сразу получаете вечный доступ ко всем лекциям этого курса. Новые лекции курса выходят по расписанию
Свободное прохождение
Проходите курс в комфортном для себя темпе
Доп. материалы
В комплект входят конспекты для закрепления знаний и списки рекомендуемой литературы
Сертификат
После прохождения курса мы выдаем вам сертификат
Программа видеокурса
Часть 1. Академическое искусство, реализм, Барбизонская школа, литература и арт-критика середины XIX века
Художественный мир Парижа – настоящий бурлящий котёл из мнений, взаимовлияний и новых тенденций, которые буквально витают в воздухе. В середине XIX в. сразу несколько творцов одновременно обратились к теме современности, которая впервые стала объектом внимания художников.

И это было ещё до появления импрессионистов! Художники Барбизонской школы (Т. Руссо, Ж.Ф. Милле и др.) впервые выходят на пленэр, а Г. Курбе пишет, изображая совершенно будничные, непримечательные события. А ярким голосом эпохи звучит Ш. Бодлер, который провозглашает идею о свободном художнике, о возможности не позитивной, но негативной эстетики, о праве на творческую свободу.
2 часа
Узнаем, почему академическое искусство достигло кризисного момента и от чего отталкивались первые «революционеры»-импрессионисты;
Откроем, как технический прогресс в сфере производства красок перевернул мир искусства;
Изучим первые фотографии, которые и подстёгивали художников к выражению своего личного взгляда на мир;
Увидим тенденции в искусстве Франции середины XIX в., которые подготовили ту самую первую импрессионистическую выставку;
Поймём, какое влияние на художественный мир оказала литература и поэзия, в частности, Шарль Бодлер.
Часть 2. Париж середины XIX в. Салон и дебют Эдуарда Мане и Первая импрессионистическая выставка
Словосочетание «Салонное искусство» стало с лёгкой руки его противников настоящим ругательством. Под ним обычно подразумевают плохой вкус и изящные формы, в которых напрочь отсутствует содержание.

Однако, когда Э. Мане презентует свои работы «Завтрак на траве» и «Олимпию», публика в ужасе собирается вокруг них, всякий раз стараясь изловчиться в бранном словце в адрес полотен. Чем же так эпатировал Мане? С какой целью он даёт «оплеуху» общественному мнению?

В нашем сознании закрепилось, что Клод Моне – главный художник-импрессионист (конечно, после Эдуарда Мане), однако для современников картина выглядела несколько иным образом. Большей популярностью пользовались работы Берты Моризо, про которую сейчас не так часто можно услышать – коллеги будто оттеснили её на второй план.
2 часа
Узнаем, почему Эдуард Мане впервые выставляет свои работы на Салонах
и в чем была особенность подобных выставок;
Поймём, чего стоило художнику признать себя «Отверженным» и как одноименная выставка отразилась на культурной жизни Франции;
Откроем, как правильно ходить на Салоны и что писать, чтобы нравиться
публике;
Откроем, как познакомились художники-импрессионисты и как проходила первая выставка 1874 г.;
Обсудим, кто из художников был самым популярным среди своих современников;
Увидим быт импрессионистов, посчитаем выручку от выставок и продажи их картин.
Часть 3. Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Густав Кайботт
Среди художников-импрессионистов были и мастера, которые писали, используя не столь провокационную технику «открытого мазка». Они отталкивались от классических идеалов, но, вдохновляясь шедеврами
эпохи Возрождения, ориентировались в своём творчестве на современные сюжеты, к которым до этого искусство не обращалось. Разбирая творчестве О. Ренуара, Э. Дега и Г. Кайботта, мы поговорим о самых «классических импрессионистах».
2 часа
Поймём, что рамки импрессионизма как направления достаточно широки и
они включают в себя художников самых разных устремлений;
Разберемся в эстетике О. Ренуара и Э. Дега и сравним их с менее известным импрессионистом - Густавом Кайботтом;
Увидим, как быстро Ренуар из опального художника становится самым
модным портретистом;
Узнаем, что такое «искусство слепых» и почему Э. Дега стал им заниматься;
Поймём взаимосвязь реальной жизни и искусства в произведениях авторов.
Часть 4. Последняя импрессионистическая выставка, Жорж Сёра, Поль Синьяк и Ван Гог
Спустя 12 лет импрессионизм как явление подошёл к концу. На последней импрессионистической выставке 1886 г. дебютировали новые мастера, которые вывели эксперимент импрессионистов на новый уровень.

Если неоимпрессионисты проводят объективные эксперименты – с нюансами человеческого зрения, с оптикой (Сёра, Синьяк), – то постимпрессионисты обращаются к своим чувствами, суждениям, миропониманию и выражают их с помощью авторского подхода и техники.
2 часа
Узнаем, как и почему импрессионизм как направление угас всего через 12 лет;
Поговорим о работах неоимпрессионистов Ж. Сёра и П. Синьяка и увидим, чем они кардинально отличаются от их предшественников;
Откроем, как публикация Манифеста символистов изменила искусство
своего времени и почему в основе искусства теперь Идея;
Обсудим эстетику и творчество Ван Гога и найдём ответ на вопрос, кто же он: безумец, гений или расчетливый арт-дилер?
Часть 5. Постимпрессионизм: Поль Сезанн и Поль Гоген
Эксперименты постимпрессионистов по созданию нового, универсального живописного языка приводили к совершенно разным результатам. Если Поль Сезанн работает с конструктивной основой изображения,
раскладывая её на плоскость и цвет, то основной инструмент Поля Гогена – локальные цветовые заливки. Таитянские путешествия расширяют географию искусства, а свежий технический подход расширяет арсенал нового типа художника – Художника-Гения, Художника-Пророка.
2 часа
Увидим, как Сезанн становится «отцом современного искусства» и в чем
состоял его апофеоз;
Откроем, как художники из ремесленников превратились в гениальных творцов;
Узнаем, для чего Гогену потребовалась языческая эстетика и путешествия;
Проследим поступательное усиление индивидуализации и персонального
взгляда в живописи на примере работ двух художников.
Часть 6. Новое искусство нового века. Пикассо, Модильяни и Дюшан
В начале ХХ в. изменился весь мир. Прогресс, технологии, полная перемена окружающей реальности и общественных установок – всё это породило и новое искусство: искусство, освобожденное от необходимости существовать в рамках академических институций, или «искусство для искусства».

Это искусство не на продажу, не на выставку, а для себя и для дальнейшего развития художественного мира. Такие художники, как Пабло Пикассо и Марсель Дюшан каждый по-своему проводит революцию в мире искусства, предопределяя его дальнейшее развитие в новом, ХХ веке.
2 часа
Рассмотрим изобретение кубизма Пикассо и поймём, чем было
обусловлено его появление;
Увидим новую эстетику ХХ в. на примере работ Мондриана и Дюшана и откроем, чем она радикально отличается от всего предыдущего вектора развития искусства;
Поймём, что даже в условиях величайшего прогресса достижения
искусства эпохи Возрождения могут вдохновить на создание современных
шедевров на основе работ А. Модильяни;
Наметим штрихи дальнейшего развития искусства.
Читать далее
Кто ведёт?
Алена Репина
Арт-директор лектория. Искусствовед (Институт им. И.Е.Репина, Академия художеств), экскурсовод, гид-переводчик, сотрудник музея современного искусства Эрарта
Как лучше всего проходить этот курс?
Мы рекомендуем слушать все лекции по очереди – так у вас в голове выстроится последовательная картина. Но вы, конечно, можете начать с любой интересной вам точки.
Есть ли временные рамки для прохождения курса?
Никаких временных рамок нет. Проходите курс в комфортном для себя темпе.
Могу ли я пересматривать лекции курса после его прохождения?
Конечно! Вы получаете вечный доступ ко всему курсу – возвращайтесь к нему в любое время.
Рекомендуемые лекции
Гарантии
Вы получаете вечный доступ ко всему курсу
В состав курса входят лекции, конспекты и список рекомендуемой литературы
Отзывы о лектории
Click to order
Cart
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
Промокод
Payment method
Нажимая на кнопку , вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности