Интерактивный чек-лист

«‎Мифы и реальность в профессии сценариста»


1
Сценаристы пишут все за одну ночь, когда к ним приходит вдохновение
Это, пожалуй, самый популярный миф, который активно культивируется в кино. На самом деле, вдохновение — это сложноуловимая субстанция. Ни один профессионал, скованный сроками и договоренностями, просто не может позволить себе такую роскошь — отталкиваться от вдохновения. Более того, профессиональные сценаристы учатся управлять своей музой. Умение контролировать и культивировать в себе вдохновение тогда, когда оно необходимо, — это, пожалуй, одно из важнейших качеств, которое отличает специалиста от любителя.
На самом деле, это просто очень популярный миф, который активно культивируется в кино. Вдохновение — это сложноуловимая субстанция. Ни один профессионал, скованный сроками и договоренностями, просто не может позволить себе такую роскошь — отталкиваться от вдохновения. Более того, профессиональные сценаристы учатся управлять своей музой. Умение контролировать и культивировать в себе вдохновение тогда, когда оно необходимо, — это, пожалуй, одно из важнейших качеств, которое отличает специалиста от любителя.

2
Все режиссёры по умолчанию являются сценаристами (ведь они пишут себе сценарии)
Этот миф очень распространен в среде студентов киновузов и различных киношкол. Дело в том, что студенты-режиссеры действительно периодически сами пишут сценарии для своих курсовых работ. Более того, вступительные творческие испытания на режиссерский факультет предполагают написание собственного небольшого сценария (также он идет в обязательную творческую папку). Так что этот стереотип имеет свои основания.
Однако режиссер и сценарист — это две разные профессии, сконцентрированные на разных элементах кинопроцесса. Начинающий режиссер, решивший поработать над своей задумкой в тандеме со сценаристом, практически наверняка получит более цельный и внятный результат.
Отдельно можно выделить режиссеров-авторов, которые действительно сами пишут сценарии и сами же их реализовывают. В мировом кино, конечно, есть такие примеры (Тарантино, Аллен, Тарковский и т. д.). Однако большинство даже режиссеров-авторов берет в соавторы сценаристов.
Это миф, хотя у него и есть некоторые основания. Он очень распространен в среде студентов киновузов и различных киношкол. Дело в том, что студенты-режиссеры действительно периодически сами пишут сценарии для своих курсовых работ. Более того, вступительные творческие испытания на режиссерский факультет предполагают написание собственного небольшого сценария (также он идет в обязательную творческую папку). Так что этот стереотип имеет свои основания.
Однако режиссер и сценарист — это две разные профессии, сконцентрированные на разных элементах кинопроцесса. Начинающий режиссер, решивший поработать над своей задумкой в тандеме со сценаристом, практически наверняка получит более цельный и внятный результат.
Отдельно можно выделить режиссеров-авторов, которые действительно сами пишут сценарии и сами же их реализовывают. В мировом кино, конечно, есть такие примеры (Тарантино, Аллен, Тарковский и т. д.). Однако большинство даже режиссеров-авторов берет в соавторы сценаристов.

3
У сценариста абсолютно свободный график
К большому сожалению всех сценаристов, это тоже миф. Во всяком случае, сценарист работает в режиме строгих дедлайнов. Поэтому, даже если работа не предполагает офис и типичную пятидневку, сценарист должен прекрасно справляться с самодисциплиной, если он не хочет потерять работу.
В реальности сценарист работает в режиме строгих дедлайнов. Поэтому, даже если работа не предполагает офис и типичную пятидневку (хотя сценарист вполне может работать и в такой системе), он должен прекрасно справляться с самодисциплиной, если не хочет потерять работу.

4
Сценарист зарабатывает в первую очередь благодаря своим оригинальным идеям
У сценариста, конечно, есть его удивительные и оригинальные задумки. Но правда в том, что не все эти идеи могут быть выкуплены и реализованы кинокомпаниями. Более того, между покупкой сценария и его реализацией тоже может пройти много времени. Бывает, что сценаристу не один год приходится проталкивать свой собственный любимый проект через различные конкурсы, питчинги и личные контакты. Все это время ему тоже нужно на что-то жить. Поэтому практически со стопроцентной вероятностью специалист столкнется с необходимостью брать заказы. Сценарии на заказ — это не задумки самого сценариста, а те истории, которую ему нужно подхватить/написать/проработать. Конечно, эти истории ему тоже нужно уметь присвоить, нужно найти в них для себя что-то цепляющее, чтобы сделать работу качественно.
У сценариста, конечно, есть его удивительные и оригинальные задумки. Но правда в том, что не все эти идеи могут быть выкуплены и реализованы кинокомпаниями. Более того, между покупкой сценария и его реализацией тоже может пройти много времени. Бывает, что сценаристу не один год приходится проталкивать свой собственный любимый проект через различные конкурсы, питчинги и личные контакты. Все это время ему тоже нужно на что-то жить. Поэтому практически со стопроцентной вероятностью специалист столкнется с необходимостью брать заказы. Сценарии на заказ — это не задумки самого сценариста, а те истории, которую ему нужно подхватить/написать/проработать. Конечно, эти истории ему тоже нужно уметь присвоить, нужно найти в них для себя что-то цепляющее, чтобы сделать работу качественно.

5
Хороший писатель всегда является хорошим сценаристом
Еще один распространенный миф. Забавно, но первыми киносценаристами в истории вообще были совершенно случайные люди, часто абсолютно никак не связанные с писательской или даже просто интеллектуальной деятельностью. Когда кино только развивалось в искусство, большие писатели относились к нему с некоторым презрением и не торопились работать для кинематографа. Постепенно ситуация менялась, но стало очевидным, что хороший писатель далеко не всегда легко адаптируется под формат киносценария (ровно как и наоборот).
Дело в том, что сценарий и проза сильно различаются. Если проза — это законченное художественное произведение, в котором огромное значение имеет выразительность языка, то киносценарий — это некий «полуфабрикат», подробная инструкция для того, чтобы сделать фильм. Сценаристы всегда должны об этом помнить и понимать, что будет уместно для киносценария, а что нет.
Еще один распространенный миф. Забавно, но первыми киносценаристами в истории вообще были совершенно случайные люди, часто абсолютно никак не связанные с писательской или даже просто интеллектуальной деятельностью. Когда кино только развивалось в искусство, большие писатели относились к нему с некоторым презрением и не торопились работать для кинематографа. Постепенно ситуация менялась, но стало очевидным, что хороший писатель далеко не всегда легко адаптируется под формат киносценария (ровно как и наоборот).
Дело в том, что сценарий и проза сильно различаются. Если проза — это законченное художественное произведение, в котором огромное значение имеет выразительность языка, то киносценарий — это некий «полуфабрикат», подробная инструкция для того, чтобы сделать фильм. Сценаристы всегда должны об этом помнить и понимать, что будет уместно для киносценария, а что нет.